Главная / Модельный ряд автомобилей НИВА /

ВАЗ-2122

Первая и последняя, выпущенная на сегодняшний день, от АвтоВАЗа модель типа вездеход-амфибия. У военных автомобиль получил прозвище «Река».

ВАЗ-2122 создан с применением узлов трансмиссии и ходовой части от ВАЗ-2121. КПП и раздаточная коробка убраны в герметичную «ванну». Автомобиль передвигается по воде, за счет вращения собственных колес.

Выпущено 22 опытных образца.

Полноприводный армейский автомобиль начали прорабатывать еще в 1970 году. Позже машину (шифр разработки "Река") решили делать плавающей, максимально унифицированной с ВАЗ-2121, с несущим герметичным корпусом. На воде автомобиль передвигался благодаря вращению колес.

Дизайн кузова разрабатывал А. Еремеев, конструкцию — Л. Мурашев, В. Витвинский, И. Новиков. Проектом руководил П. Прусов. Первые два образца ВАЗ-Э2122 вышли на испытания летом 1976 г. Машины отличались друг от друга окошками в тенте. Ведущим испытателем был В. Котляров.

С 1977 г. ведущим конструктором проекта стал Ю. Кутеев. В декабре 1978 г. появились образцы ВАЗ-2Э2122. После испытаний, на которых стало ясно, что трансмиссия "Нивы" не выдерживает нагрузок, обусловленных большой массой автомобиля, решили строить более компактный и легкий образец с мотором 1,3 л. Ведущим конструктором машин 3-й серии стал В. Доманский, дизайнером — А. Кудряшов.

В 1983-м появились три образца серии 400 (по старой индексации, принятой на ВАЗе, их следовало бы назвать 4Э2122). После испытаний в 1985-м изготовили 10 образцов серии 500. Часть из них уже проходилa испытания в Советской Армии. В 1987-м сделали три автомобиля серии 600, которые прошли все окончательные госиспытания, в том числе в военном НИИИ-21 в Бронницах. Фактически ВАЗ-2122 был готов к серийному производству, но серийным так и не стал. Проект закрыли из-за недостатка средств.