Главная / Устройство автомобиля / Трансмиссия /

Сцепление








Особенности конструкции
Рис.1. Сцепление в сборе:
1 – картер сцепления;
2 – маховик;
3 – болт крепления кожуха сцепления к маховику; 4 – ведомый диск;
5 – нажимной диск;
6 – кожух сцепления;
7 – муфта выключения сцепления;
8 – первичный вал коробки передач;
9 – вилка выключения сцепления;
10 – центральная нажимная пружина














Автомобиль оборудован постоянно замкнутым, сухим сцеплением с одним диском. В систему гидропривода входят два цилиндра (главный и рабочий), педаль включения сцепления, шланг и трубка сцепления. Система гидропривода имеет настройки автоматически компенсировать истирание накладок ведомого диска сцепления. Устройство сцепления показано на рис. 1.

Привод выключения сцепления



Рис. 2. Привод выключения сцепления:
1 – трубка; 2 – главный цилиндр;
3 – гайка крепления главного цилиндра;
4 – кронштейн педалей;
5 – муфта выключения сцепления;
6 – шаровая опора;
7 – вилка выключения сцепления;
8 – чехол вилки выключения сцепления;
9 – болт крепления кронштейна;
10 – кронштейн;
11 – рабочий цилиндр;
12 – клапан для удаления воздуха;
13 – ось педали сцепления;
14 – педаль сцепления;
15 – стопорная скоба;
16 – толкатель главного цилиндра;
17 – втулка; 18 – стопорная скоба;
19 – втулка







Привод сцепления гидравлический, беззазорный, с автоматической компенсацией износа фрикционных накладок ведомого диска. Привод состоит из главного 2 (рис. 5.2) и рабочего 11 цилиндров, педали сцепления, трубки 1 гидропривода выключения сцепления и шланга.

Ревизия системы сцепления.

1.    Поставьте рычаг КПП в положение нейтральной передачи, заведите автомобиль и дайте мотору прогреться. При работе двигателя на холостом ходу, нажмите на педаль сцепления (выключите сцепление) и переведите рычаг в положение заднего хода. При этом не должно быть слышно  посторонних звуков – стука, скрежета и необычного шума и пр.
2.    Во время движения автомобиля, проводите поочередное включение передач. При этом так же не должно раздаваться посторонних звуков.
3.    При наборе скорости частота оборотов коленвала должна расти пропорционально возрастанию скорости (сцепление не должно работать с пробуксовкой). Неисправность сцепления можно выявить, наблюдая за показаниями тахометра. Во время движения автомобиля резко нажмите на педаль газа, если при этом частота вращения коленчатого вала моментально возрастает, а затем начинает снижаться, в то время как автомобиль набирает скорость, значит, сцепление нуждается в ремонте. Прежде всего, стоит прокачать систему гидропривода сцепления для удаления возможных воздушных пробок. Если проведенное мероприятие не улучшило работу сцепления, то необходимо произвести демонтаж системы для проведения ревизии деталей и осуществления  ремонта.

Устранение «завоздушивания» системы

Наличие воздушных пробок в системе гидропривода, обычно, проявляется в том, что сцепление не выключается полностью. В этом случае, при выжатой до конца педали, перевод рычага КПП в положение задней передачи происходит с явно выраженным скрежетом, издаваемым шестернями КПП. Для устранения этой неисправности необходимо осуществить прокачку системы сцепления. К этой же операции прибегают, при замене любого элемента системы гидропривода, разгерметизации и замене в системе тормозной жидкости.
Для осуществления прокачки сцепления необходимы следующие инструменты и материалы: гаечный ключ  (8), резервуар для слива жидкости, гибкий шланг, жидкость тормозная. Проводить прокачку системы сцепления необходимо вдвоем с напарником.
1.    Подлейте тормозную жидкость в бачок цилиндра сцепления, заполнив его до краев.
2.    Гибкий шланг зафиксируйте на штуцере рабочего цилиндра, а свободный конец шланга, опустите в резервуар, наполненный жидкостью, таким образом, чтобы он был погружен в жидкость.
3.    Несколько раз нажмите на педаль сцепления, делая между нажатиями интервалы в 2-4 секунды, затем нажмите педаль и удерживайте в таком положении.
4.    Помощник в это время должен открыть штуцер прокачки. Воздух будет выводиться из системы, это можно заметить по появлению пузырьков в резервуаре с жидкостью.
5.    После того, как из шланга перестанет выходить жидкость, нужно завернуть штуцер и, только после этого, снять ногу с педали.
6.    Проделайте операции, описанные в пунктах 4, 5, 6 еще несколько раз. Необходимо добиться, чтобы в выходящей из системы жидкости не было видно пузырьков воздуха. Не забывайте вовремя доливать жидкость в бачок цилиндра сцепления, так как если бачок окажется пустым, то в систему вновь попадет воздух. Тогда придется начинать прокачивать систему заново.
7.    После завершения прокачки, снимите гибкий шланг со штуцера рабочего цилиндра сцепления и наденьте на него защитный пыльник.
8.    Добавьте тормозную жидкость в бачок до максимального уровня.

Замена бачка сцепления.

Менять бачок сцепления приходится при его повреждении, так же бачок снимают, чтобы осуществить его очистку. Необходимые инструменты и материалы: гаечный ключ (10), пассатижи, резервуар для жидкости и тормозная жидкость.

1.    Снимите крышку с бачка
2.    Открутите гайку, которая фиксирует крепление бачка.
3.    Снимите бачок сцепления.
4.    Вылейте оставшуюся жидкость в подготовленный резервуар
5.    Проверьте состояние бачка, при обнаружении дефекта, бачок подлежит замене. Если на стенках виден слой отложений, то бачок можно вымыть и установить вновь. Для отсоединения бачка необходимо разжать хомут, фиксирующий шланг, после чего снять бачок.
6.    Установка бачка проводится в обратном порядке
7.    После закрепления бачка, залейте жидкость до верха и проведите прокачку системы.

Замена цилиндра сцепления главного

Причиной замены или ремонта цилиндра сцепления главного может стать пропускание жидкости, так же снятие цилиндра необходимо при неполном включении и выключении сцепления, которое связано с износом и разбуханием резиновых манжет.
Необходимые инструменты и материалы: гаечный ключ (13), головка (13), удлинитель головки, пассатижи, приспособление для откачки жидкости (груша)
1.    Проведите откачку жидкости из бачка при помощи груши.
2.    Разожмите хомут шланга, снимите его со штуцера главного цилиндра и разверните конец шланга в сторону.
3.    Открутите трубку сцепления, так же разверните ее в сторону
4.    Открутите гайки, которые фиксируют цилиндр.
5.    Извлеките цилиндр.
6.    Проведите его ремонт или возьмите новый. Установка детали проводится в обратном порядке.
7.    После завершения установки, систему необходимо прокачать.

Замена цилиндра сцепления рабочего.

Замену рабочего цилиндра проводят при выявлении подтекания тормозной жидкости.
Необходимые инструменты и материалы: гаечные ключи (13 и 17)
1.    Ослабьте фиксацию шланга сцепления.
2.    Отверните болты крепления кронштейна рабочего цилиндра
3.    Отделите кронштейн крепления от кожуха сцепления.
4.    Извлеките шток рабочего цилиндра из вилки сцепления и снимите с цилиндра защитный пыльник вместе со штоком.
5.    Зафиксируйте ключом наконечник шланга, чтобы защитить его от проворачивания, и начинайте выкручивать цилиндр до полного их разъединения.
6.    Жидкость из системы слейте в резервуар, подготовленный ранее
7.    Проведите ремонт рабочего цилиндра или замените его на новый. Установка рабочего цилиндра сцепления проводится в обратном порядке. Установив цилиндр, проведите прокачку системы сцепления.

Установка нового шланга сцепления.

Замена шланга проводится в случае выявления дефектов и повреждений.
Необходимые инструменты: гаечные ключи (14, 17, 19)
1.    Зафиксировав ключом шланг (это необходимо для предотвращения проворачивания), отверните гайку трубки сцепления и отделите ее от шланга.
2.    Отсоедините скобу, удерживающую шланг сцепления.
3.    Жидкость из системы слейте в подготовленный резервуар.
4.    Отделите шланг от рабочего цилиндра сцепления. Внимание! Сохраните уплотнительную шайбу, установленную между цилиндром и шлангом сцепления.
5.    Замените шланг, действуя в обратном порядке.
6.    Проведите прокачку системы сцепления.

Демонтаж и монтаж деталей сцепления.

Работы по разборке системы сцепления необходимы при возникновении посторонних шумовых эффектов при включении скоростей, а так же при появлении признаков пробуксовки сцепления, работе «рывками», возникновения трудностей при переключении передач.

Демонтаж сцепления провести непросто, поэтому начинать работы необходимо, имея полную уверенность в том, что все элементы гидропривода исправны, а неполадки в работе автомобиля вызваны дефектами системы сцепления.

Выполнив демонтаж, и не обнаружив разрушения какого-то одного элемента системы, необходимо заменить все детали одновременно, чтобы исключить повторные разборки. Проводить работы нужно с напарником, так как придется сначала демонтировать коробку переключения передач.

Инструменты и приспособления: гаечный ключ (8), отвертки, специальная оправка для установки диска (при самостоятельном ремонте этот инструмент можно заменить оправкой, изготовленной из первичного вала КПП без шестерни, которую необходимо удалить)
1.    Автомобиль должен быть установлен на эстакаду (подъемник, смотровую яму).
2.    Демонтируйте КПП.
3.    Если не планируется замена нажимного диска, то перед снятием нанесите метку, обозначив положение диска и маховика. Во время монтажа необходимо будет точно совместить эти метки, чтобы избежать нарушения балансировки.
4.    Отверните болты (в количестве шести штук), которые крепят нажимной диск к маховику. Во время этой работы необходимо удерживать маховик специальным инструментом, чтобы не допустить его проворачивания
5.    Отделите диски (нажимной и ведомый)
6.    Проведите ревизию деталей. Ведомый диск не должен иметь видимых трещин. Так же необходимо обратить внимание на состояние фрикционных накладок, нет ли на них следов попадания масла, не превышена ли степень допустимого износа, не расшатаны ли заклепки. При наличии подобных дефектов диск необходимо заменить.
7.    Осмотрите демпферные пружины ведомого диска, они должны быть надежно закреплены в гнездах. Если пружины болтаются или сломаны, диск нуждается в замене.
8.    Ведомый диск необходимо заменить, если заметна его деформация, подобный дефект приводит к биению диска, что разрушает систему сцепления.
9.    Проверьте состояние лепестков нажимного диска. Здесь не должно быть явных следов износа и прочих дефектов. При выявлении неисправностей нажимного диска, требуется его замена.
10.    Установка сцепления проводится при соблюдении обратного порядка действий. Перед тем, как зафиксировать болты, которые крепят нажимной диск к маховику, проведите отцентровку ведомого диска при помощи оправки. В противном случае, возникнут трудности во время установки коробки переключения передач.

Снятие и установка выжимного подшипника.

Если при нажатии на педаль, проявляется посторонний шум, это является признаком износа выжимного подшипника. В этом случае необходимо произвести замену выжимного подшипника в сборе с муфтой.
1.    Проведите демонтаж коробки переключения передач (если замена выжимного подшипника не совмещена с демонтажем сцепления)
2.    Разъединить выжимной подшипник и вилку сцепления.
3.    Отверните вилку в сторону.
4.    Удалите неисправный выжимной подшипник
5.    Поставьте на его место новую деталь, проводя все операции в обратном порядке.
6.    Нанесите на шлицы вала первичного подходящую смазку (например, Литол-24)
7.    Поставьте на место коробку переключения передач.