Главная / Устройство автомобиля / Ходовая часть /

Конструкция амортизатора автомобиля

Особенности конструкции

Амортизатор, - один из элементов подвески автомобиля, предназначен для гашения колебаний идущих от колес к кузову автомобиля.

Рассмотрим устройство амортизаторов используемых в автомобилях семейства «Нива». Передние и задние амортизаторы имеют конструктивное различие. Прежде всего, они различаются, - размерами, техническими характеристиками и конечно элементами крепления. Внутреннее устройство и принцип работы фактически одинаковы.

Амортизаторы передней и задней подвесок

Конструкция переднего и заднего амортизатора (рис.1) состоит из:
1 – нижняя проушина; 2 – корпус клапана сжатия;
3 – диски клапана сжатия;
4 – дроссельный диск клапана сжатия;
5 – пружина клапана сжатия;
6 – обойма клапана сжатия;
7 – тарелка клапана сжатия;
8 – гайка клапана отдачи;
9 – пружина клапана отдачи;
10 – поршень амортизатора;
11 – тарелка клапана отдачи;
12 – диски клапана отдачи;
13 – кольцо поршня;
14 – шайба гайки клапана отдачи;
15 – дроссельный диск клапана отдачи;
16 – тарелка перепускного клапана;
17 – пружина перепускного клапана;
18 – ограничительная тарелка;
19 – резервуар; 20 – шток; 21 – цилиндр;
22 – кожух; 23 – направляющая втулка штока;
24 – уплотнительное кольцо резервуара;
25 – обойма сальника штока;
26 – сальник штока;
27 – прокладка защитного кольца штока;
28 – защитное кольцо штока;
29 – гайка резервуара;
30 – верхняя проушина амортизатора;
31 – гайка крепления верхнего конца амортизатора передней под вески;
32 – пружинная шайба; 33 – шайба подушки крепления амортизатора;
34 – подушки;  35 – распорная втулка;  36 – кожух амортизатора передней подвески;
37 – буфер штока;  38 – резинометаллический шарнир


В конструкцию заднего амортизатора входит резервуар 19 с проушиной, клапан сжатия (поз. 2 -7), рабочий цилиндр 21, шток 20 с поршнем10, клапан отдачи, клапан перепускной, а также кожух 22 с крепежной проушиной. Резервуар 19 выполнен из стальной трубы. В нижнюю часть вварили проушину, а в верхней части изготовили резьбу, где наворачивается гайка 29. В проушине имеется выточка, предназначенная для корпуса клапана 2. Клапан к выточке поджимает рабочий цилиндр 21.Внутреннее кольцевое пространство заполнено жидкостью. Шток 20 и поршень 10 расположены внутри цилиндра. На поршне по окружностям в вертикальном порядке расположены каналы, которые снизу закрыты дисками 12 и клапаном отдачи 15, а сверху прижимаются тарелкой 16 клапана (перепускного). В цилиндре снизу установлен клапан на сжатие. Диски 3 и 4,опираясь на тарелку 7, прижаты к гнезду клапана пружиной 5. При перемещении рабочего поршня, с малой скоростью, на дроссельном диске 4, через вырезной канал, пропускается рабочая жидкость. Нижняя часть корпуса имеет цилиндрическую проточку и четыре вертикально выполненных канала, а также шесть отверстий боковых и  одно отверстие центральное, расположенные в обойме 6, по которым гидравлическое масло сообщается из резервуара в полость цилиндра и в обратном порядке. В верхней части цилиндра расположена втулка 23 ,уплотнением направляющей втулки с резервуаром служит кольцо 24,а на выходе, шток уплотняется сальником 26, который установлен в обойму 25. Гайка 29 поджимает все элементы цилиндра, находящиеся в верхней полости цилиндра. 

Из всего перечисленного видно, что амортизатор является довольно сложным узлом по конструкции. Поэтому для  восстановительного ремонта амортизатора, требуется применять универсальное оборудование. Причем работу должен проводить ремонтник с профессиональными навыками.  Ремонт амортизатора в обычной гаражной обстановке к качественному результату не приведет. Самый лучший вариант, -  заменить неисправные амортизаторы, на новые.

Проверка работоспособности амортизаторов непосредственно на автомобиле

Работоспособность амортизаторов, как правило, можно определить визуальным осмотром. Если заметны на корпусе утечки гидравлической жидкости, амортизатор можно смело снимать и отдавать в ремонт, либо выбрасывать и покупать новый.
   
Работоспособность выявляется при движении автомобиля. Если при движении автомобиля по неровностям слышны стуки (пробои) в амортизаторах, - им требуется ремонт.
   
Амортизаторы можно проверить на специальных стендах, здесь диагностическая проверка окажется самая точная.
   
Менять неисправные амортизаторы специалисты рекомендуют парами два передних, два задних или полностью комплектом.

Для проверки амортизаторов на автомобили выполните следующие операции.

1. Выставите автомобиль на ровный участок. Остановите двигатель, на КПП включите первую или заднюю передачи. Постановку автомобиля на стояночный тормоз, выполнять не нужно.

2. Попробуйте раскачать автомобиль за угол крыла. Выполняйте движения вниз вверх с амплитудой  около 50 мм. См. рис.

3. В крайней нижней точке прекратите раскачивать автомобиль.



4. Если ваш автомобиль, произвел одно движение вверх, потом половину этого хода вниз, и прекратил движение, амортизатор можно считать исправным.







5. Идентичные операции проведите для оставшихся амортизаторов.

И можно с уверенностью сказать, что, - прочитав эту статью, вы без труда выясните техническое состояния амортизаторов, на своем автомобиле. 

Проверка амортизаторов на стенде

Для определения работоспособности амортизатора снимите его с автомобиля (см. подразделы «Передняя подвеска» и «Задняя подвеска») и проверьте на динамометрическом стенде его рабочую диаграмму.
Рабочие диаграммы снимайте согласно инструкции, прилагаемой к стенду, после выполнения не менее 5 рабочих циклов при температуре рабочей жидкости амортизатора 20±5 °С, частоте вращения маховика стенда 60 мин-1 и длине хода штока 100 мм для переднего амортизатора.

Рабочая диаграмма амортизатора

Рис. 2 Рабочая диаграмма амортизатора:
1 – усилие при ходе отдачи;
2 – усилие при ходе сжатия



Кривая диаграммы (рис. 2) должна быть плавной, а в точках перехода (от хода отдачи к ходу сжатия) без участков, параллельных нулевой линии.
Оценка результатов по диаграмме. Точка сопротивления хода отдачи при масштабе 47 Н (4,8 кгс) на 1 мм должна находиться от нулевой линии на расстоянии А, равном: 33,3–40,7 мм для передних амортизаторов, 23,5–30,5 мм для задних амортизаторов.
Наивысшая точка кривой хода сжатия при том же масштабе должна находиться от нулевой линии на расстоянии В, равном 3,5–6,5 мм для передних и задних амортизаторов.
Контрольные значения ординат на диаграммах передних и задних амортизаторов заданы для холодных амортизаторов при температуре амортизаторной жидкости 20±5 °С.

После проверки снимите амортизатор со стенда и при необходимости переберите и замените поврежденные детали.

Повторите испытание, чтобы удостовериться в исправности амортизатора.