Главная / Устройство автомобиля / Двигатель /

Полезные советы

Многие неполадки двигателя и его систем можно с большой вероятностью определить по оттенкам его выхлопа, разумеется, при определенном навыке и внимательности.

Дым синего цвета
подсказывает, что в камеры сгорания попадает масло, а постоянное густое дымление – симптом чрезмерного износа составных частей цилиндропоршневой группы. Возникновение дыма при перегазовках вследствие долгого прокручивания двигателя стартером, а также после продолжительной работы на холостых оборотах или незамедлительно после торможения указывает на возможное неудовлетворительное функционирование клапанов, а точнее – их маслосъемных колпачков. Дым черного цвета – слишком богатая горючая смесь из-за неполадок системы управления мотором или же сбоев в системе форсунок.

Сизый дым вперемешку с микрокапельками влаги (обычно после прогрева двигателя) говорит о том, что жидкость для охлаждения оказалась в камере сгорания, проникнув через испорченную прокладку крышки блока цилиндров. При значительном дефекте прокладки охладитель порой попадает и в поддон для масла, в результате чего его уровень быстро повышается, а само масло трансформируется в эмульсию мутно-белесого оттенка.

Белый дым при холодном двигателе или низких температурах окружающего воздуха – явление нормальное. Довольно нередко можно наблюдать стоящий в городской пробке автомобиль с открытым капотом, окутанным клубами пара.

Перегрев. Лучше, безусловно, этого не допускать, почаще посматривая на датчик температуры. Но вряд ли кто застрахован от неожиданных отказов электровентилятора, термостата, или просто протекания тосола.

Если момент перегрева упущен, паниковать не надо, иначе ситуация может усугубиться. Не так страшен сам перегрев, как его вероятные последствия. Нельзя сразу же глушить мотор – иначе он получит тепловой удар и, остыв, вообще может отказаться заводиться. Остановившись, необходимо дать ему поработать вхолостую, что сохранит в системе циркуляцию жидкости. Нужно включить обогреватель на максимальную мощность и открыть капот. Если есть возможность, радиатор поливать холодной водой. Как только температура снизится, двигатель можно заглушить. Но категорически запрещается отвинчивать колпачок радиатора (или расширительного бачка) на перегретом двигателе – в таком случае гейзер из них обеспечен. Не надо спешить, лучше подождать, чтобы все остыло, тогда сохранится здоровье и машины, и ее владельца.

 Почти во всех руководствах к автомашинам есть рекомендация об обязательном включении сцепления при запуске двигателя. Но она годится исключительно для запуска движка в суровый мороз с целью сбережения электроэнергии батареи для прокручивания шестерен и валов трансмиссии передач в загустевшем масле.

В иных ситуациях – это просто совет для того, чтобы автомобиль случайно не тронулся с места, если по невнимательности передача оставлена во включенной позиции. Более того, этот прием вреден для мотора, потому что в таком случае на упорный подшипник коленчатого вала через выжатое сцепление передается большое усилие, причем поступление смазки к нему задерживается в момент пуска (особенно холодного).

В результате подшипник быстро изнашивается, коленвал начинает люфтить вдоль оси, и при трогании с места возникает сильная вибрация. Чтобы не портить двигатель, нужно привыкнуть перед пуском, проверять положение рычага переключения передач и запускать двигатель, активировав ручной тормоз и не используя сцепление без крайней нужды.